Red Velvet – самая яркая девичья k-pop группа – знает, как окунуть американскую толпу в безумие. У коллектива в начале этого года стартовал первый тур по США: в центре Pasadena Civic Auditorium группа исполнила множество песен, в том числе и о злом роботе по имени Rêve (который является талисманом их тура RedMare – прим. ред.). Как только девушки вышли на сцену, крики зрителей заглушили музыку настолько, что лидер группы Айрин не смогла услышать ее даже в мониторах.

Такая реакция публики – лишь один пример того, насколько востребованными сейчас являются женские k-pop команды в Соединенных Штатах. В этом году у них состоится рекордное число туров по Западу – пять: в том числе у Red Velvet, Oh My Girl, Сонми и Тиффани Хван. Еще есть BLACKPINK, ставшая первой женской k-pop группой, которая выступила на фестивале Coachella (ее название в списке участников было напечатано крупным шрифтом – наравне с известными артистами, как Жанель Монэ, группой The 1975 и диджеем Diplo).

Эта тенденция открывает новую главу в корейской поп-музыке. Прошло три года с тех пор, как первая женская группа – Apink – в 2016 году совершила поездку по Штатам. Минзи, бывшая участница 2NE1, была единственной девушкой-артистом, гастролирующей по США в 2018 году. Было несколько выступлений женских команд и в 2010-м, но так мало, что их количество можно пересчитать по пальцам. Все-таки обычно в Северную Америку едут айдолы-мужчины.

В прошлом выступления женских k-pop групп в Штатах пришлись на такие мероприятия, как KCON, Korea Spotlight на SXSW или Korea Times Music Festival. Самые разные артисты – от групп до сольных исполнителей – делят на этих фестивалях одну сцену. Это значит, что каждый артист может исполнить лишь пару песен во время своего сета. И если вы преданный фанат какого-либо исполнителя, то вряд ли сочтете эти номера полноценным концертом. Тем не менее, именно эти фрагменты выступлений агентства корейской развлекательной индустрии используют, чтобы посмотреть, как на их артистов реагирует заграничная публика.

«На KCON, когда приезжают разные группы, их руководство смотрит, если ли у них взаимодействие с публикой, – рассказывает Винни Гальбадорес, программный менеджер KCON. – У нас было много женских групп, которые впервые выступали здесь, в Америке… Для корейских компаний это отличная возможность увидеть, где есть американские фанаты». Идея в том, что, если артист преуспевает на большом мероприятии, то у него есть большая вероятность провести и зарубежный тур.

Для многих исполнителей 2019 год – идеальное время для нанесения удара по загранице: надо ковать железо, пока горячо, поскольку такие группы, как BTS, продолжают прорываться к американской аудитории. «BTS открыли широкой американской публике k-pop, — говорит Дерек Ли, президент SubKulture Entertainment, одного из крупнейших промоутеров k-pop. – В результате многие люди открывают для себя разных артистов, будь то юношеские или девичьи группы».

И все же девушки-айдолы были теми, кто заложил основу для интеграции k-pop-музыки в мировую культуру. Wonder Girls были первой k-pop группой, попавшей в чарт Hot 100 с песней «Nobody» в 2009 году. Ранее в том же году певица БоА стала первой артисткой волны Халлю, попавшей в чарт Billboard 200. Есть и сестры Ким, которые сделали прорыв еще в 60-х годах.

Girls ‘Generation была одной из редких женских k-pop команд, изначально нацеленных на американский рынок. Она дебютировала на телевидении в «Late Show» с Дэвидом Леттерманом в 2011 году. Теперь одна из ее участниц, Тиффани Хван, строя сольную карьеру, работает на оба рынка. «У меня была потрясающая возможность во время нашего американского промо с Girls ‘Generation, – говорит она EW по телефону. – Я так счастлива находиться здесь и тому, что могу охватить своей музыкой и корейскую публику, и американскую».

Корейско-американская певица недавно отправилась в свой первый тур по восьми городам Северной Америки. Перед тем как завершить поездку, она сделала пит-стоп на iHeartRadio Music Awards, где выиграла награду Best Solo Breakout (за лучший сольный прорыв). Следующий пункт в ее списке? Festival circuit.

Хван фактически выступила с концертом в Штатах, прежде чем начать работать сольно. Еще в 2011 году Girls ‘Generation – вместе с семью коллегами по лейблу в SMTOWN – распродали билеты на свое шоу в спорткомплексе Madison Square Garden (в Нью-Йорке – прим. ред.). Тем не менее, странно, что «Nation’s Girl Group» никогда не гастролировала по США самостоятельно. В конце концов, у них есть несколько самых популярных групповых туров всех времен (по данным MTV News, на их мировом туре «Love & Peace» в 2014 году удалось заработать 31 миллион долларов). «Я была так занята и просто принимала это изо дня в день, сетлист за сетлистом, и не видела, что мы делали в целом, – говорит Тиффани. – У меня была возможность сделать шаг назад, например: «Почему мы еще не гастролировали с «Girls’ Generation»?

Американские концертные промоутеры, специализирующиеся на k-pop, сильно зависят от спроса и предложения, определяемых тем или иным фэндомом. SubKulture Entertainment, KCON и даже Goldenvoice рассматривают социальные сети как ориентир в своей работе. Так уж сложилось, что спрос на юношеские группы оказался выше.

«Раньше бытовало мнение, что получить прибыль от женских групп довольно сложно, – говорит Дерек Ли. – Потому что основные потребители k-pop – это, как правило, тоже молодые женщины». По оценкам Ли, более 90 процентов подписчиков SubKulture Entertainment в социальных сетях – девушки. То же самое относится и к KCON, где они составили 81 процент посетителей в прошлом году. «Мы всегда пытались привлечь девочек, привозя мальчиков, – говорит Ли. – Но теперь мы видим, что почти половина покупателей билетов на концерты Red Velvet – это мужчины. Так что, демографическая характеристика поклонников k-pop в последние годы изменилась».

Винни Гальбадорес признает, что подход фестиваля KCON к формированию состава участников вначале был «гетеронормативным», то есть, предполагалось, что парням нравятся девичьи группы, а девушкам – бойз-бэнды. Так что, в 2013 году состав фестиваля в Лос-Анджелесе включал семь мужских коллективов в три женских. Но соотношение полов в составе с течением времени тоже изменилось. В прошлом году в том же Лос-Анджелесе побывало уже пять женских команд и пять мужских – силы будто бы сравнялись. Впрочем, по наблюдениям, большинство зрителей все же по-прежнему тяготеет к мужским группам.

Но группа Red Velvet, которая стала первой женской командой, работавшей с SubKulture, и ее тур RedMare уже доказали, что девичьи коллективы могут быть успешными в США. Первое шоу Red Velvet в Лос-Анджелесе было распродано мгновенно, хотя зал, где они собирались выступить, вмещал почти 3000 человек. А на их концерт в Theatre at Grand Prairie в Далласе было распродано около 5000 билетов. Как отмечает Дерек Ли, еще несколько лет назад это показалось бы невероятным. Однако еще неизвестно, как успешные туры повлияют на жизнеспособность женских групп в целом. «Мы видим, как успешные групповые туры девочек перетекают в остальную часть k-pop, – говорит президент SubKulture. – Мы просто не выяснили, какие группы будут более гибкими».

Тем не менее, рынок k-pop на Западе продолжает развиваться. Ли считает, что ситуация скоро может окончательно измениться в пользу девичьих команд: и с точки зрения организации концертов, и с точки зрения продаж альбомов. «На данный момент доминируют мужчины – BTS и PSY, – говорит он. – Но появление BLACKPINK на фестивале Coachella, я думаю, может стать поворотным моментом, после которого женские группы будут продаваться в Америке».

Тиффани Хван добавляет: «Это не просто один артист или одна группа. Это все вместе. Я тоже отождествляла себя с k-pop артистами, когда была еще маленькой девочкой. Сейчас же есть двуязычные, трёхъязычные исполнители k-pop. Мы можем представлять азиатских артистов в целом, как и азиатских женщин».

Автор текста: Кэтлин Келли

Перевод на русский: topkpop.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.